Статья из неопубликованной книги автора «NLP-терапия – системный подход»)
В своей замечательной книге «Молчаливый язык» Эдвард Холл хорошо описал, как, благодаря разделению действий на компоненты и описания важных паттернов удалось создать методы обучения катания на лыжах с гор, которые могли принести успех и овладение данной деятельностью практически каждому.
Точно так же Р. Бэндлер, Д.Гриндер НЛП извлекли значимые компоненты и паттерны из многочисленных успешных терапевтических взаимодействий, которые они изучали. Это позволило им создать метод для достижения успеха во взаимодействиях на постоянной основе. Эмпирические составляющие и поведенческие факторы были организованы в процедуры, которые могут осуществляться для достижения определенных целей – в нашем случае мастерства в терапии.
Компоненты этих процедур основаны на пяти сенсорных системах: видении, слышании, кинестетике, запахе и вкусе. Это – первичный опыт. Мы воспринимаем их по отдельности или в любых сочетаниях непосредственно «чувствами». Эти компоненты первичного опыта отличаются от представления опыта, например, в словах или числах. Слова и числа – абстракции от первичного опыта. Это символы, и они значимы лишь в той степени, в какой они связаны с первичным опытом.
По этой причине, например, бессмысленно читать книгу на незнакомом языке. Это не говорит о том, что слова незначимы, но нужно понимать значение слов, их функцию в создании переживаний. У слов, у языка есть особенности, которые не являются свойствами сенсорных компонентов опыта, и наоборот.
- Каждый сенсорный компонент функционирует в формировании опыта тремя способами:
- Как система «входа» посредством, которой мы воспринимаем окружающее;
- Как внутренняя система репрезентации «процессирования» которую мы используем, чтобы придать значение поступающим данным, и для таких деятельностей, как мышление, выбор, обучение, фантазирование и пр. и
- Как система «выхода», используемая для высшего проявления наших поведенческих реакций на окружение.
Эти три способа формирования опыта являются не раздельными а представляют собой единую Систему Переработки Информации. Однако это еще не все….
Мир представляет собой бесконечное разнообразие всевозможных сенсорных проявлений, но мы способны воспринимать лишь малую часть этого разнообразия. К тому же та часть, которую мы воспринимаем, фильтруется нашим уникальным опытом, культурой, языком, убеждениями, ценностями, интересами и предположениями. Каждый из нас живет в уникальной реальности, построенной из своих сенсорных впечатлений и индивидуального опыта жизни, и мы действуем, опираясь на то, что мы воспринимаем - нашу модель мира.
Очень узкие убеждения и интересы сделают восприятие мира скучным, предсказуемым и безрадостным. Тот же мир может стать наполненным и возбуждающим. Различие лежит не в самом мире, а в тех фильтрах, через которые мы его воспринимаем.
У человека имеется множество естественных, полезных и необходимых фильтров. С точки зрения терапии нас, прежде всего, интересуют следующие:
- Репрезентативных системы – сенсорные каналы, с помощью которых происходит восприятие, переработка и использование информации (о них уже говорилось);
- Убеждения и ценности – обобщенные суждения, выводы о мире – что важно, что правильно, что и почему существует и т.д.
- Мета-программы – стойкие привычки восприятия мира – своеобразные внутренние программы, определяющие как мы сортируем свой опыт, ориентируемся в нем и организуем его.
- Временные рамки – внутренние программы, определяющие, как мы сортируем свой опыт, ориентируясь на временной континуум (прошлое–настоящее–будущее).
- Язык – знаковая система, используемая для презентации нашей модели мира. Мы используем язык для сообщения нашего субъективного опыта, нашей модели мира другим людям. Проблема заключается в том, что слова могут затмевать реальность сенсорного восприятия и быть абстрактным понятием, оторванной от своих жизненных корней.
Если к вышеуказанной системе добавить понятие фильтров, которые могут сильно воздействовать на процесс информационной переработки на каждом из трех его этапов, то мы получим Модель Системной Обработки Информации (СОИ), которая показана на рисунке 1.
Рис.1. Модель системной обработки информации (СОИ).
Модель СОИ вполне согласуется с ранними открытиями 3. Фрейда (1919/1955), а также И. Павлова (1927), относящимися к тем процессам, которые сегодня называют переработкой информации. Дальнейшую разработку она получила в работах Боуэра, Лэнга, которые ввели термин нейрофизиологической переработки информации и в работах Ф. Шапиро, которая использовала ее для создания техники ДПДГ.
Имеется в виду некий нейрологический баланс в отдельной физиологический системе, обеспечивающий переработку информации до достижения «адаптивного положительного разрешения». Под адаптивным положительным разрешением понимается возникновение адекватных ассоциативных связей и конструктивное использование индивидом приобретенного опыта с последующим интегрированием его в положительные эмоциональные и когнитивные схемы. В сущности, памятью усваивается и сохраняется на фоне адекватных эмоций лишь то, что полезно и что окажется пригодным для использования в будущем.
Давайте предположим, что с нами произошло что-то неприятное – например, возникла какая-то унизительная ситуация на работе – и мы обеспокоены этим. Мы думаем о происшедшем, говорим об этом, переживаем, нам это снится.
Спустя некоторое время беспокойство снижается, и наш опыт может быть использован адекватным образом как информация, направляющая будущие действия. В результате мы узнаем нечто о себе самих и других людях, начинаем лучше понимать происходившее и приобретаем возможность более эффективно справляться с подобными ситуациями в будущем.
Модели СОИ свойственна идея о психологическом самоисцелении. Эта идея основана на аналогии с самоисцеляющей реакцией тела при физической травме.
Так, например, если вы порежете себе руку, то силы организма будут направлены на то, чтобы рана зажила. Если нечто препятствует такому исцелению – какой-либо внешний объект или повторная травма, – рана начинает гноиться и вызывает боль. Если устранить препятствие, исцеление будет завершено.
Подобная последовательность событий, судя по всему, свойственна и психическим процессам. Естественная тенденция информационно-перерабатывающей системы мозга состоит в движении к состоянию душевного здоровья. Однако если эта система заблокирована или же ее равновесие нарушается, можно наблюдать дезадаптивные реакции.
Подобные реакции могут вызываться либо какими-то актуальными раздражителями, либо попытками информационно–перерабатывающего механизма достичь положительного разрешения травматического материала. Например, жертва изнасилования может продолжать автоматически обращаться к сцене изнасилования в своих попытках достичь положительного разрешения и завершить процесс переработки информации.
Если заблокированность системы устраняется, переработка информации возобновляется, приводя информацию к состоянию положительного разрешения и функциональной интеграции. Такое разрешение проявляется в виде изменений в образах, в аффекте и самопредставлении, связанных у клиента с травматическим событием.
Говоря метафорически, мы можем рассматривать механизм переработки как процесс своего рода «переваривания», информации, чтобы она могла быть использована для исцеления и улучшения качества жизни клиента.
По разным внешним и внутренним причинам, например, когда человек испытывает психологическую травму, происходит нарушение равновесия в нервной системе, что вызывается, вероятно, изменениями в обмене нейромедиаторов, в содержании адреналина и т.п. По причине такого нарушения равновесия нервная система утрачивает способность оптимального функционирования.
В результате система переработки информации дает «сбой». Это приводит к тому, что информация, которая была получена в момент события, включающая образы, звуки, аффекты и физические ощущения, остается в нервной системе не переработанной в искаженном состоянии.
Это приводит, по всей видимости к тому, что эти участки памяти уже не могут нормально функционировать и, когда система переработки информации обращается к ним в процессе своей деятельности они блокируют ее или значительно замедляют и искажают.
При этом, эта непереработанная и хранящаяся в искаженном состоянии информация может периодически активизироваться под воздействием различных внешних и внутренних раздражителей и проявляться в различной форме: ночных кошмаров, тягостных воспоминаний, навязчивых мыслей, физиологических недомоганий, чувства неуверенности, негативного самопредставления и т.д.
С точки зрения автора, задача терапевта включает в себя несколько важных моментов. Прежде всего, это «разблокировать» систему переработки путем ее активизации и помочь ей как можно быстрей переработать, искаженную информацию возникшую в результате травмы.
Далее выяснить, какие нарушения в самой системе привели к данной проблеме, что в ней «разладилось» и «отрегулировать» ее. Ясно, что это всего лишь метафора описания сложного процесса, однако, в дальнейшем автор изложит четкую модель ее практического применения.
Включение в структуру терапии понятия адаптивного информационно–перерабатывающего механизма, с точки зрения автора, является важным, т.к. через его призму будут рассматриваться многие аспекты терапевтического процесса в работе с проблемами людей...























