(Статья из неопубликованной книги автора «NLP-терапия – системный подход») Гипотеза о присущей мозгу системе переработки информации хорошо вписывает в себя идею существования сетей памяти, которую предложила Ф. Шапиро.
Говоря упрощенно, сети памяти представляют собой ассоциативную систему хранения информации, которую мы можем символически представить в виде ряда каналов, где родственные воспоминания, мысли, образы, эмоции и ощущения сохраняются и связываются друг с другом, образуя своеобразный центр притяжения, вокруг которого вращается, ассоциативно связанная с этим центром психологическая информация.С точки зрения автора эти смысловые центры и являются составной частью сетей памяти, в которых хранится накопленная переработанная информация.
Собственно процесс переработки информации, как раз и заключается в том, что новая информация перерабатывается путем адаптации ее в сети памяти, т.е. соединение ее через ассоциативные каналы с той информацией, которая уже хранится в памяти. И чем больше создано этих разнообразных ассоциативных связей, тем лучше она усвоена и переработана. Как уже говорилось, в случае нарушения равновесия нервной системы, механизм переработки информации дает «сбой».
В результате в сети памяти возникает своеобразный «очаг» информации, находящейся в искаженном состоянии. Этот информационный «очаг» постепенно превращается в новый центр, притяжения, вокруг которого начинает вращаться, ассоциативно связанная с этим центром психологическая информация. В результате возникает «смысловой узел» – стойкое образование, в котором информация, как бы «замораживается» застывает на долгое время и что самое главное изолируется в занимаемой ее части сети памяти, застывая в своей первоначальной форме, обусловленной травматическим переживанием.
При этом, как уже было сказано, информация такого патологического узла не просто заблокирована, а довольно активно себя ведет, проявляясь в тягостных переживаниях, страхах, тревожности, неуверенности в себе, ночных кошмарах, в различных формах зависимости, заниженной самооценке и многом другом.
Как вы сами понимаете таких патологических смысловых узлов может образоваться множество и, чем их больше, тем все менее эффективно может работать информационно – перерабатывающий механизм, тем менее адекватным и все более проблемным становится поведение человека. Автор считает, что большинство клинических патологий являются следствием определенного набора таких патологических узлов, которые тесно переплетаются друг с другом, создавая большие очаги «поражения». Рис.2.

Смысловой узел.
Задача терапевта, прежде всего, заключается в ликвидации таких «узлов». При использовании методов НЛП, например, в работе с посттравматическими переживаниями, мы предлагаем клиенту сосредоточиться на цели, являющейся специфическим образом из памяти или из сновидения; тем или иным человеком; действительным, воображаемым или проецируемым событием или же некоторыми аспектами переживания, — например, ощущениями в теле или специфическими мыслями.
В модели переработки информации такая цель называется «узловой точкой», так как она является своего рода центром притяжения, вокруг которого вращается психологически связанный с этим центром материал. Так, например, если жалобой клиентки является ее реакция на руководителя, психотерапевт может избрать в качестве цели лицо шефа, которое можно считать такой смысловой узловой точкой, потому что с ней связана целая совокупность переживаний. Если клиентка будет реагировать на цель с чрезмерным гневом или с чувством тревожности — это верный признак того, что происходит установление ассоциативной связи.
Ассоциации могут включать в себя те или иные переживания, связанные с образом шефа или с образами других авторитетных лиц, например отца клиентки. В этом случае, если цель психотерапии состоит в том, чтобы клиентка могла спокойно реагировать на шефа, необходимо "очистить" каждый из каналов с помощью переработки всего дисфункционально накопленного материала, связанного с узловой точкой. Переработка происходит с помощью различных техник НЛП и можно рассматривать каждую из прогрессивных стадий переработки как некое "плато", т.е. плоскость, где образы, мысли и эмоции завершают свои преобразования в процессе своего движения к все большей степени психотерапевтического разрешения.
Хорошей метафорой, уместной для использования в подобных случаях, может служить образ поезда. Первоначально информация начинает проявляться в дисфункциональной форме. По мере того как происходит стимулирование переработки информации, она движется подобно поезду по рельсам. При «налаживании» переработки информации, происходящем во НЛП-терапии, поезд как бы преодолевает еще один перегон. На каждом «плато» или остановке часть дисфункциональной информации отбрасывается и прибавляется более адаптивная (или, по крайней мере, менее проблематичная) информация, подобно тому, как на каждой остановке одни пассажиры выходят, а другие заходят. В конце НЛП-терапии, избранная в качестве цели информация, полностью перерабатывается, и клиент достигает адаптивного разрешения.
Говоря метафорически, поезд достигает конечного пункта своего маршрута. Здесь необходимо помнить, что, до тех пор, пока процесс переработки не завершен полностью, т.е. поезд не достиг последней остановки, терапия не может быть полностью завершенной и полного исцеления клиента не происходит.
Автор был свидетелем, когда терапевты, сделав одно изменение и получив улучшение состояния клиента (а не полное исцеление), прекращали работу с клиентом, не отработав до конца всю узловую точку со всеми ассоциативными каналами. В результате, через короткий промежуток времени промежуток времени клиент вновь приходил с проблемой. И хотя это была уже другая проблема, по содержанию, но по сути относилась к все той же узловой точке.
В вышеуказанном примере, в работе с клиенткой, у которой была проблема в ее реакции на руководителя, как на авторитарное лицо, психотерапевт мог отработать только этот аспект и получить позитивный результат. Но, если после этого он не отработает все остальные ассоциативные каналы, связанные с этой узловой точкой, то нет ничего удивительного, если в следующий раз клиентка придет с проблемой, всплывшей в отношении ее отца, который тоже был авторитарной личностью.
Конечно, бывает вполне достаточно отработки одного наиболее типичного случая из всей группы родственных событий, чтобы достигнуть эффекта генерализации, позволяющей позитивным эффектам лечения распространиться и на все другие ассоциативно связанные события. Это во многом зависит от опыта терапевта найти основной компонент данной узловой точки. Это похоже на работу сплавщика, когда на реке происходит затор. Его задача найти то единственное, которое создало затор и убрать его.
Вся проблема в том, что с первого раза можно и не попасть. Иногда приходиться разгребать и весь завал, т.е. отрабатывать все каналы ассоциаций данной узловой точки. Важно, чтобы терапевт был к этому готов, ибо эффектная краткосрочная терапия может превратиться в довольно длительное разгребание душевного завала, порой довольно нудного, но необходимого. Особенно это становится актуальным при работе с клиентами, страдающими от разной формы неврологических расстройств.

